grey (life_about) wrote,
grey
life_about

Герои Себуанской Эскримы: часть 1


Враги пиратов Моро


ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3

    Чего возможно не предвидели ранние псевдо-историки, так это скорость, с которой информационные технологии могут разоблачить необъективность истории Филиппинских Боевых Искусств ( прим.пер.: Далее будет использоваться аббревиатура ФБИ ). Два десятка лет назад докопаться до правды среди искаженных исторических данных было делом трудным, а качественных поиск фактов в библиотеках являлся долгосрочным занятием. Благодаря интернет-революции, в наше время, бремя доказательства существования древнего искусства кали , предполагаемого прародителя боевого искусства эскрима/арнис/эстокада , лежит на сфабриковавших эту историю людях.


    Но интернет информации недостаточно; трудоемкие "полевые" работы и мультимедийные исследования, интервью с живыми потомками практиковавших ФБИ людей необходимы для поддержания нашей теории что:
  1. Эскрима/арнис/эстокада ( прим.пер.: и, естественно, кали ) не существовали до прибытия испанцев, как ранее заявлялось Филипино-Американскими практикующими ФБИ, но создавалось в течение испанской колонизации архипелага. Это боевое искусство было гибридом испанского рапирного фехтования времен Возрождения и простонародных форм палочного боя коренных филиппинцев. Это боевое искусство развивалось в основном в прибрежных, уже христианизированных деревнях Висаянских островов Себу, Бохол, Панай, Лейте, Негрос, и прибрежных провинциях острова Лузон: Замбалес, Пампанга, Илокос и Батангач - где существовала угроза морского нападения пиратов Моро.
     
  2. Испанцы призывали рекрутов из Себу, Бохола, Макабебе для подавления Сулу и Минданао. В исторических книгах отмечен успех подавления Сулу администрацией дона Себастьяна Уртадо де Коркуэра за счет политики рекрутизации лучших воинов христиан из коренных народов.
     
  3. Эскрима достигла одного из базовых этапов в развитии в том же году (1635), в котором Коркуэра стал генерал губернатором, и это совпало с введением языка Чавакано (прим.пер.: или чабакано - исп. chabacano) экспедиционным корпусом из тысячи креоло-испано говорящих себуанцев под командованием капитана Хуана де Чавеса по распоряжению епископа Фрая Педро архиепархии Сантиссима Номбр де Хесус (Себу).
     
  4. Определенную роль сыграли воины-священники Иезуиты, которые сопровождали экспедиционный корпус де Чавеса. Они же учили себуанцев-христиан орассионес ( oraciones, христианские заговоры, "молитвы" : прим.пер. ) в течение долгого путешествия на Замбоангу. Эти христианские заговоры орассионес стали неотъемлемой частью ритуала среди эскримадоров.
     
  5. Преобладание испанских терминов почти во всех стилях эскримы, например, аbanico, fraille, crossada, boca y lobo, planchada, rompida, de cadena, amarra, carrenza, sumbrada, cadena de pasa, senorita, и так далее.

     В прошлых статьях для журнала Rapid Journal, Нед Непангуе и я рассмотрели одно широко-распространенное заблуждение отнсительно ФБИ. Самым спорным моментом, связанным с мифом о кали, является то, что это боевое искусство было создано на мусульманском Минданао. Несмотря на мои аргументы относительно кали, мужество и боеое мастерство народа Моро вызывают у меня восхощение. Однако, несмотря на их жестокость в бою, в нынешней эскриме нет ничего, связанного с боевыми стилями Моро.

     Я прожил на Минданао 22 года, и в отличие от Себу, где, вероятно, один эскримадор на каждый квадратный километр, здесь на Минданао эскримадоров мало, живут они далеко друг от друга, и все их стили ведут происхождение из Себу. В Насипит, Агусан-дель-Норте, я нашел старого основателя Лусенара Эскрима де Комбате, приехавшего из Тубурана, с северо-запада провинции Себу . Следующую эскриму можно найти в 176 км в Кагаян-де-Оро, и это — отделение 26 Балинтавак Эскримы.

     Примерно в 140 км от Кагаян-де-Оро, Паблинг Кабахуг и Хесус Абейя, последователи Модернос Ларгос Эскрима из Озамис, они тоже себуанцы. Один мусульманин клиент из Коламбуган, Ланао-дель-Норте, подтвердил, что такого боевого искусства как кали не существует. Но он отметил существование такого понятия как ридо , которое означает кровавую вендетту, войну на изнурение между двумя враждующими мусульманскими семьями. Как бы то ни было, igso (мусульманский брат) пообещал мне, что если найдет хоть одного мастера кали , он немедленно отправит письмо моему бывшему торговому представителю Руди Сяо, его куму. С тех пор прошло более 6 лет, сейчас я живу в моем родном городе Себу и все еще поддерживаю связь с Руди и ожидаю новостей про кали . Но пока получаю только шутки.

    За исключением силат и кунтао , которые многие фанатики кали безуспешно пытаются связать с ФБИ, не объявился ни один Филиппинский мусульманский грандмастер . Скрытность? Тогда почему каждый в США продает обучающее видео с кали , этого так называемого тайного боевого искусства? И кто тогда тот болтун, который так щедро делится секретами кали с чужеземцами, но не со своими братьями пиноями(прим.пер.: pinoy — этнохороним филиппинцев). Просто нелепо! Практически 98% грандмастеров середины 20-го века, пионеров и новаторов в ФБИ — себуанцы. И где же грандмастера кали от Моро?

     Наиболее убедительными доказательствами этой теории происхождения эскримы могут послужить эпические истории Сольферино Боринага из Пилара, Камотес и сага Сабанала начиная со старой истории Моалбола Лауренте "Laguno" Сабанала до ныне живущих наследников его сына, Пабло "Амбой Кидлат" Сабанала.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Автор: Celestino C. Macachor
Перевод: Сергей Сердюков

 
При использовании материала ставьте ссылку на первоисточник.
Tags: Себу, Филиппины, арнис, интересное, история, кали, эскрима
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments